Впервые механизм червячной передачи упоминается в письменах древних египтян. Однако, великий изобретатель Леонардо да Винчи в своих эскизах усовершенствовал данную технику настолько, что она с успехом применяется в современном мире. Каков принцип действия червячной передачи, её преимущества и недостатки, а также другие вопросы постараемся рассмотреть вместе.
Принцип действия Данная передача функционирует за счет зацепления зубьев червячного колеса и витков червяка (винта). Когда происходит остановка колеса, шестерни не имеет возможности вращаться, и фиксируются. Это достаточно сложное устройство — в нем червяк, являясь ведущим элементом, охватывает шестерню под большим углом при помощи своей вогнутой формы. Кинематическое и геометрическое действие механизма заключается в передачи винтовых и зубчатых пар. Сама червячная передача создана для уменьшения угловой скорости, за счет ощутимого увеличения крутящегося элемента.
Главными преимуществами данного механизма являются:
отсутствие шумовых эффектов;
плавная работа;
компактность;
самоторможение;
кинетическая точность.
Среди недостатков стоит отметить достаточно низкий КПД, тепловыделение, необходимость в регулировке, а также невозможность получения жидкостного трения. Червячная передача Леонардо да Винчи на сегодняшний день используется практически во всех подвижных устройствах.
Однако самое широкое распространение она получила именно в автомобилях. Посетив Музей Леонардо да Винчи, Вы сможете воочию увидеть множество изобретений да Винчи, используемых для создания автомобильного транспорта. Обратите внимание на принципы их действий, сложнейшую механику и удивительное, хотя простое строение.