Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи.
Но сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития.
Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движение в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
«Дама с горностаем»
«Дама с горностаем» стоит наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой». Все четыре полотна принадлежат к числу женских портретов кисти Леонардо да Винчи.
По мнению большинства исследователей, на картине изображена Чечилия Галлерани – фаворитка Людовико Сфорца.
Дама на полотне повернута влево, её голову дополняют мягкие черты незрелого лица, обрамленного гладко уложенными под подбородком волосами. Она держит на руках горностая, которому находят множество версий появления на картине.
Кто-то уверен, что белый мех горностая считается символом чистоты и целомудрия, а кто-то считает, что животное могло относиться к Людовико Сфорца — члену Ордена Горностая.
Годы написания: 1489–1490
Материал: Дерево, масло
Размеры: 54×40 см
Месторасположение: Национальный музей, Краков
«Портрет Беатриче д`Эсте»
«Портрет Беатриче д`Эсте» имеет и другое название – «Портрет дамы». Авторство Леонардо да Винчи уже давно подвергается сомнению и даже оспаривается.
Но историки, а также исследователи творчества художника считают, что картина начата именно им, однако по ряду обстоятельств закончена его учеником Амброджио де Педисом.
Хочется отметить, что Беатриче д’Эсте была одной из самых красивых и просвещенных принцесс итальянского Ренессанса. И кто, как не Леонардо, мог так тонко передать её прекрасную внешность?
«Портрет музыканта»
В ХIХ веке искусствоведы считали, что портрет изображает миланского герцога Людовико Моро.
Однако в начале ХХ века при расчистке красочного слоя удалось разобрать слова на бумаге, которую молодой человек держит в руке. Начальные буквы гласят: «Cantum Angelicum», что переводится как «Ангельская песнь». Рядом написаны ноты. Благодаря этому открытию мир с удивлением осознал — на портрете изображен музыкант, что и дало название картине.
Годы написания: 1490—1492
Материал: Дерево, масло
Размеры: 43×31 см
Месторасположение: Пинакотека Амброзиана, Милан
«Бахус»
Картина первоначально названная «Святой Иоанн в изгнании» со временем получила другое, более распространенное название «Вакх» или «Бахус». Полотно создано мастером между 1507 и 1513 годами, во время пребывания Леонардо в Милане.
Изнеженность Святого Иоанна, граничащая с женоподобием, мягкая улыбка, взгляд, вьющиеся кольцами волосы свидетельствуют о вырождении в творчестве мастера принципов классического стиля.
Вероятнее всего моделью для «Вакха», как и для «Иоанна Крестителя» послужил Салаи ( один из двух учеников Леонардо, с которым его связывали длительные – более 25-ти лет дружеские отношения), очевидно, что «предательская улыбка выдает мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом или обстановкой».
Годы написания: 1507-1513
Материал: Дерево, масло
Размеры: 57×69 см
Месторасположение: Лувр, Париж
«Мадонна Литта»
Работа была написана Леонардо да Винчи по заказу правителей Милана, а потом перешла к миланской аристократической семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции.
Первоначальное название полотна – «Мадонна с младенцем». Современное название происходит от имени его последнего владельца – герцога Антонио Литта.
Полная задумчивости и нежности мать любуется своим ребёнком. Художнику удалось создать выразительный женский образ практически с помощью одного жеста – лёгкой улыбки на устах девушки. Младенец Иисус держит в левой руке почти незаметного с первого взгляда птенца, являющегося в христианской традиции одним из символов Сына Божьего.
Годы написания: 1490—1491
Материал: Холст (перевод с дерева), темпера.
Размеры: 42×33 см
Месторасположение: Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Голова женщины»
«Голова женщины» выполнена при помощи серебряного карандаша и красного мела на розовой подготовленной бумаге. Некоторые исследователи считают, что рисунок является наброском к более известной картине «Мадонна в скалах».
Портрет изображает молодую женщину в профиль, со слегка наклоненной головой. Художнику невероятным образом удалось передать её эмоции, которые проявляется в глазах, линии губ и волосах, плавно струящихся по её плечам.